Раннее бронирование и «горящие туры»

Дорогие друзья, этот летний туристический сезон как никогда ярко продемонстрировал, что раннее бронирование это — выгодно. Вообще тенденция ухода от «горящих туров» существует на рынке уже не первый год, но только сейчас туристы стали понимать и принимать новое положение вещей: бронировать путешествия заранее гораздо выгоднее!

Прошло время, когда можно было купить недорогой тур за три дня до вылета. Почему так стало?

Самая, пожалуй, главная причина это — отсутствие достаточной перевозки (авиарейсов). Звучит странно, но в России не хватает самолетов )), вернее недорогих чартерных рейсов. Причин тому тоже масса, в частности: развал «Трансаэро»; ограниченные финансовые возможности авиакомпаний; отсутствие массовых зимних направлений, как следствие не желание а/к держать много самолетов в лизинге и т. д… То есть за неделю до вылета билетов на популярные курорты уже, практически, нет! Да и хорошие отели тоже уже распроданы. Остается только что-то посредственное с низким рейтингом или весьма дорогое.Ранне бронирование

Еще многие туристы считают, что в сентябре заканчивается сезон и никто больше никуда не едет, и цены должны существенно снизиться. Очень странное предположение. Доложу вам, что в туризме всегда сезон! Люди путешествуют всегда, к чему и вас призываю, только меняются направления. Сезон закончился, да здравствует сезон!

СтранноК тому же за последние несколько лет на туроператорском рынке произошли серьезные изменения. Кто такие туроператоры и турагенты можно почитать тут. Ужесточили требования к лицензированию и финансовой стабильности. Много компаний ушли с рынка, кто-то с проблемами, кто-то тихо и незаметно. Туроператоров стало гораздо меньше, а надежных совсем мало. Поэтому предложение снизилось, то есть туров предлагается гораздо меньше и цену снижать нет смысла, потому что и так всё раскупается. Ждать горячки бессмыссленно!

В общем давайте двигаться в ногу со временем и перестанем жить прошлыми реалиями. Доллар не по 30 рублей, Египет закрыт, санкции давят )) Если хотите получить хорошую цену за хороший тур, приходите бронировать хотя бы за месяц, а лучше гораздо раньше! Раннее бронирование выгоднее!

Туристическое агентство вРадость раннее бронирование

 

Турликбез. «Горячие туры», «горящие туры» и другие высокотемпераТУРные предложения.

Доброго всем!

По плану должна была быть вторая часть про цены и скидки, но последнее время меня допекли вопросы о «горящих турах».

Правильно ли вы понимаете суть этого термина? Давайте разберёмся раз и навсегда.

Для начала хорошо бы узнать почему эти туры называют «горящими». Я надеюсь вы прочитали «Турликбез» тут и тут, и знаете как формируется турпродукт. Зачастую в пакетных турах «горит воздух», то есть авиаперевозка. Оператор выкупает у авиакомпании блоки мест или борты (самолеты) целиком на определённый промежуток времени (сезон). Все эти места ТО должен реализовать, чтобы получить максимальную прибыль, вернуть непроданные места невозможно, рейс, так или иначе, должен состояться. Но, по ряду причин, самолёт не заполняется, путёвки продаются плохо. Дата вылета приближается, и растёт вероятность, что рейс полетит с пустыми креслами, то есть они «сгорят», не исполнив своей функции по перевозке пассажиров. Оператор зарабатывает меньше, чем мог бы..

С загрузкой отелей может статься такая же ситуация. Номера могут «сгореть». Если блок номеров выкуплен, но не заполняется, а условия контракта между туроператором и отельером жёсткие, то простой номеров влечет за собой потери для туроператора. И опять для продажи этого номерного фонда нужно играть с ценой турпродукта. 

Что же делать, чтобы «пожара» не произошло? Правильно — увеличить спрос, снизив цену. Но делать это нужно с умом, дабы заработать больше. Так как, если снизить цену задолго до вылета, то можно недополучить прибыль. Вот и появляются эти горячие туры где-то дней за 10 максимум. Настоящая же горячка наступает дня за 2-3 до вылета!Собираем-чемодан в путешествие

Почему так происходит? Потому что ТО неправильно рассчитал свои силы и неверно оценил ситуацию на рынке. А может выставил слишком высокую цену. В любом случае, нужно как-то выкручиваться из положения. Приходиться снижать цену на 20-30%, а порой и отдавать туры ниже себестоимости, лишь бы минимизировать затраты и продать хоть какое-то количество мест (турпакетов).

Еще один момент. Не далее чем вчера зашел один товарищ и с порога начал интересоваться «горящими турами». Я спросил, что такое в его понимании «горящие туры». На что получил ответ, что это — отказные туры. Мол, турист купил, а потом отказался, и теперь агентству нужно срочно продавать этот тур.

Давайте разбираться. Представим, что турист приобрёл путешествие. Что может заставить его изменить свои планы? На мой взгляд, только что-нибудь форсмажорное. Потому как причины отказа типа «нашли один плохой (из 1865.87) отзыв об отеле», после подписания договора выглядят странными и несерьёзными. Чего хочет турист при отказе от тура? Получить обратно свои деньги, правильно? Имеет полное право. Так вот, если форсмажор случился задолго до вылета (более месяца), то проблем с возвратом быть не должно. Если же времени до начала путешествия осталось немного, то турист рискует получить лишь малую часть своих кровных. Как так?!!

По закону «О защите прав потребителей» агентство обязано вернуть стоимость тура, НО за вычетом фактически понесённых затрат (ст. 781 ГК РФ п. 1). Если не считать нескольких часов рабочего времени специалиста турагентства; затрат его душевных сил; в конце концов, электроэнергии, бумаги, телефонных счетов, интернета и других хозяйственных расходов (а это всё — деньги!), то агентству придется вернуть лишь свою комиссию. Основную часть средств возвращает (хм… должен вернуть) туроператор. Однако у ТО есть штрафы (произносится шепотом). Роспотребнадзор не одобряет такого слова, с туристов нельзя брать штрафы, зато с агентств можно! И туроператоры рады стараться, кому хочется терять деньги? Чем ближе дата вылета, тем эти туроператорские штрафы выше. Получаем простую цепочку: ТО штрафует агентство — агентство выставляет фактически понесённые затраты туристу — турист получает меньше денег. Возникает вопрос, кто в этой цепи в самом выгодном положении? А в самом выгодном положении находится турист, который застраховался от «невыезда»! )) Учитывая вышеизложенное, отказы не такое частое явление.

На самом деле, отмена тура, и последующий возврат денег это — большая проблема. Часто агентства не хотят связываться с этой волокитой и пытаются перебронировать тур на других людей, и уйти хотя бы «в ноль». Вы, вероятно видели подобные объявления: «ВНИМАНИЕ! Отказной тур, даты такие-то, отель — «Такой-то resort&spa». Брали за столько-то, отдаем за такую цену…» Можно ли считать подобные предложения «горящими»? Я считаю, что нет, так как сделать скидку на такое предложение турагентство сможет только в рамках своей комиссии, да и даты могут быть совсем не «горячие».

Увел я вас в дебри. В общем, не болейте, страхуйтесь, путешествуйте!

Подведём итог.

«Горящими» туры становятся за 3-7 дней до вылета!

«Горящие туры» есть почти ВСЕГДА, вопрос по какой цене ))

Не путайте «горящие» и дешёвые туры!

Нельзя купить «горячку» за месяц-два до вылета ))

Отказные туры очень редки. Скидка по ним невелика!

Прочитали? Разобрались? Запомнили?

А теперь забудьте, что написано выше! )))

После кризиса 2014 года, когда рухнули десятки туроператоров, ситуация очень изменилась. Резко снизилось предложение, и такой «горячки» как раньше вы теперь не найдете. Раннее бронирование рулит! Хотя на волне изменений валютного курса иногда заруливает не туда )).

Простой эксперимент. Сегодня 23.06.15 (специально оставил дату компьютера). Имеем два результата поиска тура в Турцию на 10 ночей:

    1. Вылет через 3 дня

    2. Вылет через месяц

Почувствуйте разницу, хоть и небольшую.2015-06-23_103743

2015-06-23_1037431

Во-первых, «горячка» не на гарантии (домик подсвечен оранжевым). Во-вторых — дороже.

Вдогонку еще несколько выводов.

Пока вы ждете «горячие туры», люди покупают, и в результате останется всякая ерунда.

Всё хорошее распродаётся быстро, покупается заранее!

Напоследок остается либо хорошо, но дорого, либо дешево, но хреново.

А выбрать хорошее путешествие заранее можно в поиске туров или отправив нам запрос.

В следующий раз продолжим рассказ про скидки. До встречи!


Турликбез. Цены, скидки. Откуда они берутся. Часть 1

Цена — один из важнейших факторов в процессе выбора путешествия, а для большинства — решающий.
На заре становления турбизнеса, в далекие 90-е все было просто. Турист приходил в агентство, изучал каталоги (если они вообще были), останавливал свой выбор на отеле или направлении. Дальше агент звонил оператору по телефону и справлялся:
Вот это есть?
Есть. Цена такая-то. Бронируем?
И цену турагент мог озвучить любую. Дальше дело клиента, соглашаться или нет.
Сейчас еще проще ))) Все предложения ТО, все цены выгружаются в свободный доступ в сеть.
Как формируется цена туристического оператора?
Все крупные и не очень операторы используют достижения современных IT технологий. На IT рынке существует достаточно предложений автоматизации деятельности ТО. Самые продвинутые имеют собственную команду программистов, которые разрабатывают и поддерживают эксклюзивный программный продукт.
Так вот, стоит задача сформировать привлекательный туристский продукт. Я обрисую процесс в упрощенном виде.
Туристический оператор — оптовый покупатель, поэтому отели предлагают им специальные цены. Схемы взаимодействий разные. Есть «жесткие» контракты (комитмент), когда перед началом сезона выкупаются блоки номеров в отеле, без возможности отказаться от них, но при этом цена более выгодная, чем при «мягких» (элотмент) контрактах, когда оплата проживания осуществляется перед заездом туристов и есть возможность изменить ранее заявленные блоки номеров.

plyusy i minusy charternyh reisovАвиаперелет, входящий в турпакет, может быть чартерным или регулярным. Регулярные рейсы удобнее, расписание их стабильно и не меняется, уровень сервиса на борту соответствует требованиям авиакомпании. Однако цена такого вида полетов весьма высока.
Большинство турпакетов по массовым направлениям включают чартерный перелет. Чартер — фрахтовка транспорта либо его части (в нашем случае авиатранспорта) на определенный рейс или на конкретные даты. Главное достоинство этого вида перевозки туристов — дешевизна. Однако есть и ряд минусов. В частности, время вылета чартеров часто переносят, к расписанию они не привязаны, могут быть ограничения по питанию. Поэтому, иногда можно провести в аэропорту чуть больше времени, чем планировалось. Если такое с вами случится, успокаивайте себя следующей мантрой: «зато не дорого, зато не дорого…» Чартерные перевозки занимают достаточно большую нишу даже у топовых компаний, и вряд ли в ближайшем будущем кто-то откажется от этого вида бизнеса.
В начале сезона ТО формируют свою полетную программу по всем направлениям, исходя из собственных прогнозов и анализа рыночной ситуации. Заключая контракты с авиакомпаниями, операторы могут бронировать целые борты под себя, как делают крупные ТО, а могут заполнять чартеры совместно с другими коллегами-конкурентами, особенно на низком спросе.
Ну вот, мы, то есть туроператор, получил все цены от поставщиков услуг. Теперь ТО берет цены отелей («наземка»), авиакомпаний («воздух»), транспорт для трансфера, плюс другие необходимые услуги, добавляет свой процент прибыли, комиссию агента и другие затраты. Объединяет все пять элементов: «земля», «воздух», «вода»… оп… не, не так… Объединяет все данные в систему (базу данных), где посредством специального программного обеспечения можно комбинировать варианты размещения и перелетов, формируя оптимальный туристский продукт по конкурентной или не очень цене.
Все предложения выгружаются в базу данных, доступ к которой легко получить через Интернет. Эти базы используют все поисковые системы, посредством которых туристические агентства подыскивают и бронируют туры для вас. Вы тоже можете легко зайти на сайт любого ТО и найти себе путешествие. Либо воспользоваться услугами агрегаторов типа Слетать.ру, Turpoisk, Туры.ру, TourIndex и многих других, которые собирают информацию о ценах и предложениях со всех ТО и могут выдать результаты по вашим критериям от множества операторов.
К чему я это всё? К самому главному — ценам. Все цены на туры открыты и находятся в свободном доступе! И у всех агентств, сотрудничающих с тем или иным туристическим оператором цены одинаковы! Нет смысла бегать по нескольким агентствам и сравнивать цены. Если цена, вдруг, изменилась, она изменилась у всех агентств.
Немного о ценах в рекламе. Вы часто слышали рекламный слоган: «Цены от туроператоров!» Так вот, скажу по секрету: у всех ТА цены от туроператоров! По другому быть не может. Если турагентство собирает вам индивидуальный тур, оно либо использует ресурсы ТО, либо уже занимается туроператорской деятельностью, что требует регистрации и фингарантий.
Еще одна рекламная фишка. Туристы часто клюют на низкую цену: «В интернете видели, 5 звезд 15 тыщ рублей!»0_10d647_6d25135c_XL Опытный турист будет зрить в корень. Рассмотрев объявление поподробней, заметит, что цена указана за 3 ночи и без питания. Оно вам надо?!
Не стоит забывать и о дополнительных платежах: топливный сбор авиакомпании; визы (если требуется); страхование (если желает турист); некоторые несознательные ТО включают какой-то сервисный сбор и так далее… Эти платежи существенно влияют на конечную цену тура.
Учтите и то, что цены в глобальные системы поиска часто выгружаются с задержкой или на некоторые туры не выгружаются вовсе. Поэтому милости просим к нам в офис, где используя агентсткий доступ, мы подберем вам лучшие варианты путешествий.
Однако, цена не является величиной постоянной. Во-первых, стоимость выездного турпродукта привязана к иностранной валюте, курс которой меняется ежедневно. Во-вторых, цена — мощный инструмент конкурентной борьбы, грамотное использование которого позволяет максимизировать прибыль. Для этих целей в туризме не так давно появилось интересное явление — «динамическое ценообразование» или «живая цена». Большинство операторов уже используют эту технологию. В чем её суть? А суть как в биржевых торгах: чем выше спрос на конкретное предложение (тур), тем выше должна стать на него цена. И, соответственно, если спрос низок, туры никто на бронирует, то цену можно снизить, тем самым увеличив спрос. И вот так цена может скакать по несколько раз на дню, а то и несколько раз в час. И, заметьте, ваш агент в этом не виноват, хотя туристу, порой, сложно объяснить этот процесс. Вы теперь знаете причины, вы — продвинутый турист! Покупателя можно понять, он видел или ему озвучили одну цену, а пока он бегал за паспортом, цена скакнула на несколько тысяч. Но и вы должны понять турагента, потому что вы теперь знаете, что агент не принимает участия в формировании турпродукта. Сначала хотел написать «в формировании цены», но, конечно же, цену ТА изменить может… Как? Поговорим в следующий раз.
Итак, что получилось в результате:
1. Цены на туры можно легко найти самостоятельно;
2. Цены у агентств одинаковы;
3. Цена постоянно меняется.


 

Турликбез. Туроператор и туристическое агентство.

Сколько раз вы смотрели репортажи по TV или читали статьи в интернете, в которых говорилось: «турфирмы», «туркомпании», «турагентства», «туроператор». Зачастую даже журналисты, готовящие материал по теме туризма, не видят разницы, хотя должны нести объективную и достоверную информацию. А мы сейчас всё разложим по полочкам. Мы же не журналисты.

В принципе, всех участников туристического рынка можно называть турфирмой или туркомпанией. Согласитесь, логично, они же на ниве туризма трудятся. Но не каждую турфирму можно назвать туроператором (ТО), а ТО нельзя назвать турагентством (ТА), хотя оба этих вида деятельности может осуществлять одно и то же юридическое лицо. К тому же, сейчас всё чаще ТО стали реализовывать туры напрямую (без посредников), чем приобретают черты туристического агентства. Сломали мозг? Не переживайте, дальше будет понятнее.

И так, туристические операторы, начнем с них, так как они являются основными игроками на рынке. ТО это — часто крупная компания, которая занимается формированием туристского продукта (турпакета). У всех на слуху Coral Travel, Tez Tour, Pegas Touristic, “Библио-Глобус” и другие крупняки. Вот это они и есть. Стандартный выездной турпакет состоит из следующих услуг:

    1. Размещение, т.е. отель, где будет отдыхать наш турист. Конечно, на первой линии, всё включено, песчаный пляж, а главное не дорого…

    2. Транспорт. Перелет, переезд, переплыв… из страны пребывания в заграничную (и не только) дестинацию. Желательно в оба конца.

    3. Трансфер. Доставка туристов от места прибытия (аэропорт, ж/д, морской порт и др.) до отеля.

    4. Страхование нашего туриста. Медицинское, отмена поездки, спортивное и другие виды.

Конечно, могут быть добавлены экскурсии, аренда транспорта, билеты на всякие шоу и концерты, музеи и многое другое.

Путешествия

И вот всё это туроператор собирает в кучу — турпакет, чтобы вы смогли провести несколько незабываемых ночей, например, в Гонолулу. А почему нет?

Чтобы сформировать качественный турпродукт ТО можно пойти несколькими путями:

  • Найти иностранную компанию-оператора, которая уже договорилась с отелями, организовала транспортное обслуживание, экскурсионку, питание и комплекс других услуг. Добавить перелет, визы, страховку… и начать продавать пакет. Такие иностранные фирмы серьезным языком называются рецептивный ТО, по-русски — «принимающая сторона», а на профессиональном жаргоне просто «принимашка».

  • Можно создать собственную «принимашку» в стране, куда планируют отправлять туристов, и заключить контракты с местными поставщиками услуг.

Существуют туристические операторы массовых направлений: всеми любимые Египет, Турция, Таиланд etc… куда направлен основной турпоток. Также есть специализированные ТО, сосредотачивающие свою деятельность на нескольких странах, с небольшим потоком туристов. В профсреде их называют «нишевики».

Что это я всё про заграницы? В своем отечестве тоже работают туроператоры (по внутреннему туризму). У нас огромная страна с прекрасным рекреационным потенциалом! В 2015 году крупные ТО создали пакетные туры с перелетом в Краснодарский край и Крым, которые пользуются большим спросом. Схема работы такая же, как описано выше, только всё у нас на Родине.

Самое главное без чего не может работать ТО — без регистрации в Едином федеральном реестре ТО, и финансового обеспечения (страховка, банковская гарантия). В добавок компании, работающие в сфере международного выездного туризма, должны быть членами Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Все эти данные должны быть обязательно прописаны в договоре, который вы заключаете в турфирме. Поэтому в следующий раз, когда соберетесь лететь в Италию поохотиться на новую сумочку, или на пляжи Дагестана к берегам Каспийского моря (реальный заказ), обратите внимание на этот факт. А лучше приходите к нам в офис, расскажем, покажем, пошлем…в Радость )))

Сейчас на рынке появилось такое новое понятие как субоператор, по аналогии с субагентом. Такие компании по своей форме являются туристическими операторами, у них есть регистрация в реестре ТО и финансовое обеспечение, однако собственные турпакеты они практически на формируют, а реализуют продукт, созданный другими крупными компаниями. В профессиональной среде их называют «перекупщики», «перекупы». Название очень точно отражает суть. Поэтому когда в следующий раз, в поисковой системе вы найдете очень низкую цену от Gold Travel, Polar Tour, Intravel Stoleshniki, Инна Тур Онлайн и других советуем не обольщаться, а уточнить все «подводные камни» у своего проверенного агента, например у нас ))Туроператоры

Подведем итог. Туристический оператор — это компания, которая формирует турпакет и продает его потребителю в основном через сеть туристических агентств (ТА).

Вот добрались и до нас любимых. Туристическое агентство — компания, которая занимается непосредственной реализацией туров, сформированных туристическим оператором, получая за свою работу некий процент от стоимости тура. Обычно 10%, но комиссия может меняться, в зависимости от предложений ТО и достигать 15% (раннее бронирование), редко больше. Есть ТО, выплачивающие 7-8%, особенно агентствам недавно начавшим сотрудничество с ним. «И за что же ТА получают такие «деньжищи?» — спросите вы. Сейчас расскажу.

ТА находятся на передовой туриндустрии, непосредственно взаимодействуя с туристом. Наша основные задачи: информирование путешественников; бронирование тура; подготовка документов, необходимых для поездки и продвижение туристского продукта, разработанного туристическим оператором. Только турагент может два часа рассказывать вам какой пляж на южном побережье Персидского залива, и в какое окно номера будет светить солнце в 18 часов 15 минут местного времени. )) Специалисты ТА должны обладать огромной массой информации по всем возможным направлениям. А если не знают чего-то (да мы не всесильны), то быстро найти и предоставить туристу необходимые сведения.

Плюс техническая сторона бронирования. Подробно опишу процесс в отдельной статье. На заре массового выездного туризма всё было просто: телефон/факс — позвонил — спросил — послал заявку — продал. Сейчас же у каждого ТО своя система бронирования, эти системы часто очень отличаются по интерфейсу и логике использования, и работник ТА должен правильно и быстро обращаться с ними всеми. Есть высокотехнологичные туроператоры, с которыми приятно и просто работать, а с некоторыми приходится взаимодействовать в ручном режиме.

Туристические агентства бывают разные. Они отличаются не только по качеству обслуживания туристов и уровню профессионализма, но и по схеме взаимодействия с туристическими операторами.

Независимые агентства. Мы относимся именно к этому типу. Это фирмы, имеющие прямые договорные обязательства с ТО. Бронирование происходит в непосредственно системе туристического оператора. Все оплаты и документы проходят непосредственно от одного юридического лица к другому.

Сетевые агентства. Многие знают такие бренды как «Магазин горящих путевок», «1001 тур», «Сеть пляжных агентств Well» и другие. Бронирование в этих компаниях осуществляется через единый центр, который передает заказы ТО, т. е. получается дополнительное звено в цепочке заказа тура. И ответственность, на мой взгляд, какая-то размытая получается. При этом сетевые агентства получают более высокий процент комиссионного вознаграждения, но вынуждены платить роялти за использование бренда. По большому счету, любое туристическое агентство может заключать субагентские договоры (большинство операторов это позволяют) и формировать собственную сеть.

Уполномоченные агентства ТО. Данные компании носят имя конкретного туроператора. Например, «Натали Турс», «Pegas Touristic», “ICS Travel”, да любого… Оператор позволяет использовать свое фирменное название, но выдвигает строгие требования к площадям офисов, интерьеру, количеству персонала, расположению офиса и многому другому. Конечно, уполномоченное агентство получает хорошую рекламу, обеспечение информационными материалами, повышенную комиссию, но, как всегда, за всё в жизни нужно платить. Договор «уполномочки», ограничивает ТА в выборе туроператоров, часто его вовсе нет. Агентство в праве реализовывать туры только «своего» ТО. Это ограничивает предложение. Хотя есть способы обойти эти ограничения. На волне туристического кризиса 2014 года в нашем городе закрылось как минимум три уполномоченных агентства. Можно сделать определенные выводы.

Как и туроператоры, туристические агентства могут предлагать широкое разнообразие туристических пакетов или иметь определенную специализацию. Например агентства свадебных путешествий, MICE агентства (корпоративные), агентства экстремального отдыха… Хотя, я думаю, это больше маркетинг, потому что без массовых направлений (особенно в небольших населенных пунктах) очень сложно выжить.

Ну что, подведем итог?

Туроператор — компания, формирующая туристический продукт (турпакет)

Турагентство — фирма, реализующая продукт туроператора непосредственно туристу или юридическому лицу за комиссионное вознаграждение.

Теперь вы сможете отличить туристического оператора от туристического агентства. Для наглядности я сваял схемку в модном сейчас стиле «инфографика».Туроператор

В следующий раз поговорим о самой важной составляющей путешествия о «всёвключено»… Шучу. Расскажу о ценах и скидках.


Турликбез. Начало.

Здравствуйте, меня зовут Павел, я — директор туристического агентства «вРадость» (одной из турфирм города Твери). Уже более 15 лет я варюсь в гостинично-ресторанно-туристическом бизнесе, и сегодня я решил начать писать цикл статей под общим названием «Турликбез». Зачем? Просто я хочу, чтобы люди узнали больше о том, как работает турбизнес, хочу помочь разобраться кто есть кто на рынке, и как всё устроено. Сразу оговорюсь, я не журналист, не блогер, это моя «проба пера». Возможно для опытных путешественников (тем более самостоятельных) в этих статьях не будет ничего нового, но я и не претендую на эксклюзивность материала. Аудитория к которой я обращаюсь — люди, которые пользуются услугами туристических агентств. В частности наши клиенты — посетители сайта нашего агентства и группы вКонтакте. У нас достаточно много путешествующих впервые, и «полистав» «Турликбез», я думаю, им будет комфортнее, с большей уверенностью обращаться в турагентство. Что бы ни говорили и ни писали о том, что туризм уходит в он-лайн, что агентства становятся не востребованы, что люди бронируют самостоятельно и тому подобное, практика говорит, что тропа в агентства не зарастет, во всяком случае пока. Процент самостоятельных бронирований весьма не высок, особенно в регионах.

О чем я хочу рассказать? Да о многом! Я буду опираться на практику, туристического агентства. Каждый день в туризме происходит масса событий, возникает куча вопросов, на которые требуется ответ. Туристам нужна информация — самый главный продукт современности. А если люди путешествуют впервые, то часовая лекция для туриста это (как говорит незабвенная телеведущая Малышева) — норма. Вообще хороший специалист по туризму (не могу терпеть безликое слово «менеджер») должен знать не только особенности туристских регионов, отельную базу, специфику курортов и так далее, но и быть: хорошим юристом, психологом (иногда психиатром), фармацевтом (вопрос «какие лекарства с собой брать?» никто не отменял), биржевым брокером, разбираться в страховом продукте, предвидеть погоду, приветствуются знания авиатехники и много-много другого… )) Ибо по любому вопросу туристы будут звонить нам! Мы любим нашу работу!

Свое турагентство я открыл «с нуля». Конечно, я изучал туристическое дело еще со студенчества, окончил Тверской технологический колледж (с отличием) по специальности «организация обслуживания в гостиницах и туркомплексах», потом был ВУЗ — факультет экономики и управления, но к практике, как это часто бывает, это не имело большого отношения. Особенно в начале двухтысячных, когда и толковых учебников-то не было.

Наша фирма не 20 лет в туризме, и не скажу, что у нас огромный опыт, но он есть и он бесценный. К тому же в 2014 году доверие к туристической отрасли очень сильно подорвал кризис: более десятка операторов прекратили свою деятельность, среди них и очень крупные игроки (Нева, Лабиринт, ИнтАир, Южный крест). Нестабильные компании прекратили свою работу, в том числе и туристические агентства. Рынок очистился, и этот процесс продолжается. Мы тоже имели договорные отношения и с «Лабиринтом», и с «Невой», но, похвастаюсь, наши туристы не пострадали, так как мы очень тщательно выбираем партнеров и следим за ситуацией в отрасли.

К стати, об отрасли. В своих статьях под туротраслью я, всё-таки, буду иметь ввиду узкую, близкую мне агентскую деятельность, ну и операторскую, от части. Туризм, ведь, очень обширное понятие, включающее не только выездной, но и внутренний, въездной, которые, в свою очередь, подразделяются на массу других видов (до 300 штук), но не будем цитировать учебники…

И так, будем знакомы!